Web Тактика: создание и развитие сайтов | +7 916 555-90-78  

Flash версия сайта. История взлёта и падения

Это анализ ситуации с технологией Flash анимации и возможности (оправданности) её применения в дизайне сайта, учитывая ситуацию с технологиями в 2017 году. В настоящее время поддержка плагина Adobe Flash Player в браузерах прекращена и уже сложилась ситуация, когда не только заказчики не понимают о чём идёт речь, но и многие разработчики уже не знакомы с технологией.

Что такое Flash (Adobe Flash)?

Это технология (многоуровневая платформа) для разработки, объединения и интеграции различных видов мультимедиа и графики (анимация, векторная графика, шрифты, видео, звук, скрипты, игры). Основную популярность и развитие получила в интернете — в виде специализированного плагина (дополнения) для браузеров, позволяющего просматривать на страницах сайтов (и интегрировать в сайты) файлы Flash-анимации, видео и музыку, звук. Технология Flash применяется для разработки интерактивной мультимедийной анимации (интерактивных роликов, презентаций, мультфильмов, игр), способной содержать различные виды графики и мультимедиа, с использованием собственного скриптового языка сценариев ActionScript (ставший популярным для создания Flash-игр и сложных интерактивных презентаций на сайтах). Второе направление применения плагина — просмотр видео с элементами интерактивности (меню, управление, ссылки) прямо в браузере на страницах сайтов. Особенностью технологии является возможность потоковой загрузки содержимого flash файлов и управления сценарием загрузки в ActionScript. Для разработчиков создана собственная программная среда Adobe Flash.

Flash, если простыми словами (для заказчиков и владельцев сайтов) — это технология, которая позволяет поставить на сайт анимацию любой сложности и сочетать в ней различные элементы (картинки, векторную графику, текст, звук, видео), управлять анимацией (интерактивность: кнопки, события, действия пользователя), формировать различные сценарии интерактивности. Но, для просмотра всех этих разнообразных возможностей, в браузере посетителя сайта должно быть установлено специальное приложение (плагин Adobe Flash Player), позволяющее загружать и показывать анимацию на странице сайта.

В настоящее время большинство браузеров не поддерживают Flash технологию из-за отсутствия возможности интеграции официального плагина от Adobe, поддержка которого прекращена. Но существуют "эмуляторы" — это альтернативные расширения для браузеров в интернет-магазине Chrome ("Flash Player Enabler" или "Ruffle").

Посмотреть: при наличии и включении плагина Flash в вашем браузере, вы сможете посмотреть редкие сейчас действующие примеры с интерактивной анимации заглавной страницы и других сайтов в моём портфолио. Если плагина браузере нет, то вам автоматически будет показана HTML5+CSS версия анимации в оформлении страниц сайтов. Это технология (мой фреймворк) двойной адаптивной анимации, автоматически подстраивающая дизайн страниц под наличие или отсутствие плагина в браузере посетителя, которую я использовал для оформления во многих своих проектах.

Пример дизайна сайта с Flash + HTML5 анимацией
Пример дизайна сайта с Flash анимацией
Пример дизайна сайта с анимацией для всех браузеров

Если у вас установлен Яндекс-Браузер, то Flash плагин в нём был включён до 2021 года (Яндекс шёл путём популяризации своего продукта в глазах пользователей, как делал Google для популяризации Chromе?). Но сейчас вы сможете включить просмотр Flash-анимации только с помощью "эмулятора".

Если у вас браузер Chrome, то с 2021 года этот браузер прекратил поддержку технологии. Google долгое время поддерживал флэш в своих продуктах для развития YouTube (раньше видео запускалось именно через Flash технологию), что выдвинуло браузер Chrome на лидирующие позиции популярности. Но они включилась в борьбу против Flash-технологии с 2017 года (переведя показ видео на своём YouTube с Flash на HTML5). Лишая своих пользователей возможности выбирать настройки показа на сайтах по умолчанию.

Сейчас самый удобный способ просмотра Flash анимации на сайтах в интернете – это эмуляторы "Flash Player Enabler" или "Ruffle", которые можно установить в виде приложений к вашему браузеру в интернет-магазине Chrome.

Flash Player Enabler в интернет-магазине Chrome

Но приложение не будет работать как в старые добрые времена "по умолчанию". Чтобы посмотреть флэш на странице конкретного сайта в браузере Chrome (и других современных браузерах на основе ядра Chromium) с использованием установленного "Flash Player Enabler", нужно включить разрешение нажав на его значок в панели (1), а затем — на кнопку "Play flash on website" для запуска ролика:

Браузер с поддержкой Flash

 

Ещё один альтернативный современный китайский браузер Maxthon 5 (который всегда имел встроенный плагин Flash) так же прекратил его поддержку с 2023 года в старых и новых версиях.

Браузер с поддержкой Flash


 

Что получают получали владельцы и заказчики сайтов от Flash?

  Преимущество №1. Огромные презентационные возможности для сайта:
«WOW-эффект» («крутость»), включая анимацию и интерактивность презентаций — когда в «первом экране» посетитель получает больше ключевой информации (зрелищной и запоминающейся), возможность подгружать новые ролики (сцены анимации) в уже открытые ролики, без перезагрузки страниц (и без AJAX). Возможность дать большое количество необходимой информации прямо в первом экране, что не даст вам даже самый современный landing page. И это всё, при минимальном весе файлов и возможности потоковой загрузки, хотя анимация может содержать любые графические форматы файлов (растровые и векторные) и мультимедийные форматы. Всё это в едином сценарии интерактивного управления, с контролем режимов загрузки под необходимый сценарий (что невозможно даже в современном HTML5). Это даёт огромные возможности для дизайна сайта (при минимальном размере файлов), которые не способна предложить ни одна другая технология оформления даже в 2017 году. Ваш сайт получает значительное преимущество в глазах посетителей (особенно, в сравнении с "одинаковыми" статичными сайтами). Именно этот «WOW-эффект» сделал Flash обязательным элементом оформления на сайтах большинства крупных брендов в период его рассвета с 2003 по 2016 годы.

  Преимущество №2. Управляемая потоковая загрузка данных:
Возможность управлять сценарием загрузки данных или файлов подстраиваясь под скорость соединения (скорость интернета). Пока посетитель смотрит (читает страницу) — загрузка остальной анимации идёт незаметно (без долгих ожиданий) или подгружается по клику (действию), без перезагрузки страницы (и без AJAX). Размер подгружаемых данных может быть большим (хоть целый видео ролик), без ожидания полной загрузки страницы или элементов навигации. А это очень важно для успешной поисковой индексации страниц, когда ролики анимации — это лишь отдельные элементы оформления.

  Преимущество №3. Наличие адапивных технологий:
Отсутствие у пользователя плагина Flash — это не помеха для просмотра сайта! Давно существуют адаптивные фреймворки для интеграции разных версий дизайна в одной странице с автоматической адаптацией на Flash или HTML5 версию анимации. Посмотрите на дизайн главной страницы моего сайтав браузере с действующим плагином (например "Flash Player Enabler") или браузером без плагина. Страницы с анимацией в моём портфолио сами адаптирует дизайн, и вы увидите различные варианты анимации (мой адаптированных фреймворк с технологией двойной анимации в оформлении).

  Преимущество №4. Дружественность к SEO:
Flash не вредит поисковой оптимизации. Ролик интерактивной анимации может быть только отдельным элементом в дизайне страницы сайта (не вся страница, а только объект на странице). Это не вредит индексации и продвижению обычной HTML страницы и всего сайта в поисковых системах. На странице можно применять все необходимые методы оптимизации и продвижения сайта и полностью контролировать скорость загрузки страницы, используя сценарий загрузки больших графических элементов и анимации в ActionScript (без ущерба в скорости рендера HTML). Разницы в результатах индексации сайта нет, но есть ещё одно важное преимущество в технологиях продвижения...

  Преимущество №5. Высокие поведенческие факторы:
Анимация задерживает внимание посетителя сайта (он смотрит ролик, досматривает его) и тем самым повышает время просмотра страницы сайта (задерживает посетителя на большее количество секунд!). Учитывая современные алгоритмы поисковых систем, это особенно важно, при переходе посетителя из поисковой системы по конкурентным тематическим поисковым запросам. Это положительно влияет на поведенческий фактор (целевой аудитории) для вашего сайта в поисковых системах. Переход на сайт из поисковой системы и задержка пользователя на сайте (выше заинтересованность и меньше отказов просмотра страницы) — это повышает авторитетность сайта в алгоритмах оценки поисковых систем.

Совет: обязательно посмотрите реальный пример Flash-анимации в дизайне заглавной страницы сайта (если у вас в браузере включён плагин Flash Player), чтобы наглядно оценить возможности презентационной анимации в оформлении сайтов. Не доверяйте утверждениям в заказных статьях — посмотрите сами каким был web-дизайн раньше. А этим технологиям дизайна сайтов уже более 20 лет! Вы увидите контролируемый режим загрузки (без ожиданий), сложные анимации (с весом файлов меньше современных технических JS библиотек), потоковую загрузку и навигацию по нескольким роликам анимации в "первом экране" без перезагрузки страниц (много презентаций+много роликов, без ожиданий загрузки), интерактивное меню навигации и адаптивность дизайна под пользователей без Flash.

Если у вас не установлен плагин Adobe Flash Player, вы сможете посмотреть работу flash анимации (переходы в сценариях) и оформление сайта в этом видео. Рекомендуется включить видео на полный экран с качеством 1080p HD

Почему вам говорят, что Flash нельзя использовать на сайте?

Чаще всего потому, что просто не умеют работать с Flash-анимацией и сочетанием разных технологий в одной странице. Разработчики поддались пропаганде в СМИ против флеш и отказались от подобной технологии из-за сложности. А молодые специалисты не испытывают энтузиазма в изучении "устаревающих" технологий (не знают их), но используют аргументацию из подобных "критических" статей.

Существующая аргументация отказа от Flash:

  Аргумент №1:
Flash небезопасен, об этом пишут в статьях... Обычно, без уточнения какой Flash (файлы .swf, плагин Adobe Flash Player, какой версии плагин, какого года). И для кого небезопасен? Для пользователя Flash Player в браузере или владельца сайта с файлами .swf в дизайне сайта? Adobe постоянно и долгие годы исправлял обнаруживаемые уязвимости самого плагина и постоянно развивал его безопасность (всё время выходили новые версии). Эта проблема была не актуальна для плагина последних версий (приложения для пользовательского браузера), а применение Flash-файлов в технологиях критической безопасности — не имеет смысла! Для владельца сайта с анимацией — это только технология оформления (элемента дизайна, анимации или презентации), никак не влияющая на безопасность сайта. Файлы анимации с ошибками разработчиков просто (способные как-то затруднить отображение) просто не пройдут тестирования перед публикацией (как и любые другие страницы или скрипты сайта с ошибками разработчиков).

Вы же, как владелец сайта, не собираетесь сами на своём сайте организовывать сложную атаку на посетителей? И Flash для этого далеко не самый удобный способ (современный Adobe Flash Player в браузере пользователя не даст разгуляться). Например, обычный JavaScript представляет множество вариантов атак на безопасность посетителя сайта! Но про него не кричат на каждом шагу и не отключают в мобильных — он необходим и для функциональных возможностей применения современного HTML5.

Даже в 2021 году в инструкции Google для своих асессоров (проверяющих сайты) написано:

«Вам могут встретиться страницы, для которых требуются плагины RealPlayer или Adobe Flash. Обычно они безопасны для скачивания.»

  Аргумент №2:
Слишком большие возможности во встроенном языке ActionScript3 (возможности под флэш-игры) вызывали ошибки в скриптах (бесконечные или длинные циклы и т.п.) способные вызывать зависания браузеров. Проблема актуальна для любых скриптовых языков, именно по этой причине все сайты и элементы сайта тестируются на работоспособность перед публикацией. Если вы владелец сайта, вы не опубликуете и не примете не работающий (зависающий) вариант любого элемента сайта с любой технологией! Это не проблема технологий — это проблема квалификации разработчика в любой технологии. Такие ошибки актуальны и в других программных решениях на сайте. Но даже эта проблема решена в современных проигрывателях и средствах публикации с показом технологии не выше ActionScript 2.0 (плагины для мобильных устройств).

  Аргумент №3:
Flash-контент непроизводительный и тормозит мобильные устройства (это не касается настольных компьютеров), Flash нагружает процессор (при просмотре видео) и "жрёт" батарею смартфона. Эти обвинения выдвинул ещё Стив Джобс в 2010 году, защищая Apple с моделями iPhone 2010 года. Слабые процессоры мобильных устройств в 2010 году, ограниченные ёмкости батарей, конкуренция с Android устройствами (поддерживающими Flash до 4.2 версий) — всё это использовалось Стивом Джобсом, как аргументация отказаться от Flash в пользу HTML5 в 2010 году. Хотя спецификация HTML5 тогда ещё даже не появилась! Она появится только в 2014 году, при непосредственном участии Google в разработке стандарта для W3C (Ян Хиксон из компании Google является редактором спецификации HTML5).

Но в 2017 году, этот аргумент был уже не актуален — ёмкости батарей мобильных устройств стали больше, процессоры мощнее. Но попытки в 2017 году сравнить технологии и повторить возможности Flash-анимации от 2010 года, используя технологии нового HTML5, приводят к ещё большей загрузке уже современных процессоров. При огромном размере файлов (кода) HTML5 + библиотек JS для получения аналогичной анимации! Анимация на HTML5 нагружает современные процессоры сильнее, чем аналогичный ролик Flash анимации (который легко отображался даже на старых Android устройствах). Равные показатели нагрузки оказались только при сравнении просмотра видео встроенного в HTML5 и контейнер объекта Flash.

Утверждения о том, что HTML5 анимация может повторить всё тоже самое, что и Flash — это неправда! Не могла раньше, не может сейчас, не сможет в будущем (нет всех возможностей технологии Flash в самом HTML5 и нет контроля сценария потоковой загрузки). Но некорректные утверждения о полноценной замене на HTML5 присутствуют в каждой статье о "смерти" Flash. А различные сравнительные эксперименты проводились только теми, кто способен работать сразу с двумя этими технологиями.

  Аргумент №4:  
Flash Player — закрытая технология, что небезопасно для разработчиков браузеров? Но это давно не так! И до 5 версии технология была открытой (запрещалось копировать только Player), а с мая 2008 года Adobe Systems объявила об открытии спецификаций Внимание! Технология была открыла ещё до обвинений Стива Джобса в "закрытости" Flash, представленных в его знаменитом письме 2010 года. Открытость технологии прекрасна видна и сейчас, когда на рынке существуют альтернативные плагины для браузеров от сторонних разработчиков.

  Аргумент №5:  
Flash не индексируется поисковыми системами! В самом ролике индексируется только его текстовое содержимое (только если это решает сам разработчик!). Но сайт и сама страница с встроенным в неё флэш-объектом прекрасно индексируется! Если вы собираетесь продвигать и индексировать сайт, то не нужно его делать целиком на Flash. На обычном сайте Flash анимация — это лишь элемент для дизайна (презентации, анимации, части оформления страницы). А сами страницы сайта, ссылки, меню, тексты, навигация — должны быть таким же обычным сайтом (HTML кодом), разработанным по всем правилам оптимизации для продвижения в поисковых системах. Отдельный объект с .swf (флэш файл) в странице не влияет на индексацию страницы и сайта.

Поверьте, большинство заявлений о необходимости отказа от флэш не имеют под собой серьёзных оснований. Владельца и заказчика сайта, должны волновать только ЭФФЕКТИВНОСТЬ и преимущества сайта перед конкурентами и его возможности для посетителей. Но, похоже, выбор за вас и за ваших пользователей пытаются сделать другие. А технология умирает, когда исчезают пользователи, способные её увидеть.

  Аргумент №6:  
Пользователи отвыкают от зрелищных технологий интерактивности в дизайне сайтов. А новые пользователи, приходящие в интернет с мобильных устройств Apple (и Android старше 4.3), не понимают всех возможностей интерактивности сайтов. Статичная картинка или JavaScript "слайдер" в дизайне "шапки" сайта — это максимум оформления, которые они могут увидеть. Аудитория не знает об этой технологии и не имеет возможности её увидеть в браузерах "по умолчанию".

  Аргумент №7: Главная аргументация отказа от Flash после 2017 года — это падение количества пользователей с плагином Flаsh. Что требует обязательного использования на сайтах технологии адаптивного дизайна под автоматическое определение наличия плагина у посетителя. Такой дизайн сложнее реализовать и требует высокой квалификации. И разработчикам сайтов проще и удобнее совсем отказаться от технологии, игнорируя её возможности для своих заказчиков, а клиентам рассказать о "небезопасности" Flаsh-анимации.

 

История развития технологии Flash

Среда разработки анимации и презентаций, была создана компанией Macromedia ещё в 1997 году, на основании приобретённых технологий компании FutureWave. Программа разработки и возможности формата оказались весьма удобными и дружественными для изучения пользователями. Это сделало её чрезвычайно популярной в среде web-разработчиков, рекламы и дизайнеров. Предоставляя огромные творческие возможности, она моментально распространилась в интернете. Интерактивные сценарии анимации и презентаций (в сочетании с потоковой загрузкой) сделали интернет разнообразным и зрелищным для пользователей. Собственный язык программирования ActionScript позволяет создавать различные сценарии и интерактивность, что породило целый рынок интернет-игр на Flash. Отдельным популярным направлением стала web-анимация.

В 2005 году компания Macromedia была поглощена Adobe Systems (куплена). Популярность сайтов с Flаsh, их зрелищность и творческие эксперименты дизайнеров с технологией, породили различные проекты и конкурсы с многомиллионной аудиторией. Все мировые бренды создавали Flash-версии сайтов, соревнуясь в зрелищности и интерактивности оформления, привлекая самых лучших Flash дизайнеров. Сейчас уже трудно представить, но в 2010 году дизайн сайтов в интернете был более зрелищным, чем сейчас.

Второе направление, сделавшее Flash технологию популярной повсеместно — это видео в интернете. Со своего основания и до января 2015 года, YouTube использовал именно Flash технологию, для просмотра видео на сайте. Это постоянно повышало популярность у пользователей плагина Adobe Flash во всех браузерах. Только c января 2015 корпорация Google переводит YouTube на технологию показа видео на HTML5 по умолчанию! До этого времени популярный Flash плагин был полностью интегрирован в браузер Google Chrome и поддерживался корпорацией Google т.к. сервис YouTube им принадлежит.

Отдельно стоит упомянуть интересную ситуацию с конкуренцией браузеров в этот период. Только в Google Chrome велась полная поддержка Flash на уровне ядра с самого его появления в 2008 году. Изначально, Google не хотели влезать в постоянную войну браузеров, но концепция Chrome оказалась удачной, а поддержка Flash плагина позволяла развивать популярность YouTube.

Но, после знаменитого заявления главы Apple Стива Джобса об отказе поддержки Flash в своих мобильных устройствах в апреле 2010 года (когда он сам всё решил за своих пользователей), корпорация Google (в лице разработчиков Chrome) сразу же заявляет о полной поддержке Flash в своём браузере. И вводит его интеграцию "по умолчанию" в установочной версии браузера Chrome, без необходимости загрузки и настройки плагина! Как результат — любовь пользователей к Flash и YouTube (на Flash Player) помогает получить популярность нового браузера. И уже в 2013 году молодой Chrome становиться самым популярным браузером в мире! Кто реализовал поддержку технологии, тот и собрал всех пользователей.

В 2012 году Microsoft так же объявила, что Мобильная Windows 8: Metro-версия Internet Explorer 10 имеет поддержку Adobe Flash. А SMART телевизоры Samsung и LG имеют браузеры поддерживающие Flash технологию.

Статистика использования браузеров (весь мир, все платформы) с декабря 2010 года по декабрь 2017 года:
Статистика браузеров с 2010 по 2017 годы

С заявления в 2010 году Стива Джобса (об отмене Flash) и противоположном заявлении Google Chrome (о полной поддержке Flash и интеграции его в браузер) начинается стремительный рост популярности браузера Chrome. Но стоит обратить внимание на 3 точки в графике:

  1. В июле 2013 года Google первый раз попробовала отключить Flash-плагин из-за заявления об найденой уязвимости. И тут же на графике видно, как аудитория пользователей переходит (возвращается) к Internet Explorer с плагином. Тогда же вышел и мобильный Яндекс.Браузер (его статистика в мире была минимальна). Позже Google вернул flash-плагин в свой браузер, включённым по умолчанию и вернул любовь аудитории пользователей.
  2. Мобильный UC Browser теряет аудиторию пользователей, его аудитория переходит на Google Chrome.
  3. Последний релиз Google Chrome уже не позволяет запускать Flash по-умолчанию (начинается рост поисковых запросов пользователей о способах его включения). Опять моментально остановился рост и начинается падение популярности Chrome.

Почти все версии браузеров и ОС для настольных компьютеров и ноутбуков вообще не ограничивали установку плагинов Adobe Flash Player. Но счастье не бывает вечным...

История трудностей и причины падения популярности Flash

Рост популярности Flash оборвал в 2010 году Стив Джобс в своём знаменитом письме об отказе поддержки Flash на своих смартфонах и планшетах в пользу ещё не сформированного (!) стандарта HTML5 (сделав выбор за своих пользователей © "Flash не нужен"). Спрятав свои проблемы разработки за обвинениями чужой технологии в "закрытости" (хотя Adobe открыла технологию Flash Player ещё в 2008 году). Это было знаменитое письмо, которое наделало много скандальных обсуждений в среде пользователей и разработчиков. Кумир всех дизайнеров и творцов (© "мне нужны творцы") вдруг заявил, что лишает их заработка (на создании Flash-анимации), а интернет — красоты и творчества... Обсуждаемая всеми причина — в загрузке процессора и быстром разряде маленького аккумулятора iPhone.

Adobe постоянно совершенствовал и обновлял версии плагина, быстро закрывая "дыры" и повышая стабильность, но выяснились странности. Apple заявляет о некой высокой опасности плагина Adobe Flash, хотя их собственный Apple QuickTime имеет рейтинг уязвимости выше, чем у плагина Flash (отчёты Symantec Global Internet Security Threat Report, апрель 2010 года). Но об этом Стив Джобс не сказал своим пользователям.

Корпорация Google, учитывая свои интересы в YouTube (где видео в браузерах работало на Flаsh), развивает популярность браузера Chrome (с полной поддержкой Flаsh) и ОС Android (с поддержкой Flаsh в версиях до 4.2). Совершенно оправдано не вступая в борьбу с Flаsh, а наоборот — поддерживая технологию, Google годами наращивал популярность своих продуктов (Chrome, YouTube, Android).

Но поддержка Adobe Flash Player в Android была прекращена в 2012 году, хотя версии плейера предлагаются, но многое зависит от конкретных устройств. Открытость технологии, предоставленная Adobe, привела к появлению сторонних плейеров, но не получивших большого распространения.

В декабре 2016 года Google объявила, что в новой версии браузера Chrome в качестве дефолтной технологии будет использоваться HTML5, причем проигрывание элементов графики, использующих плагины Adobe, будет блокироваться и запускаться только с разрешения пользователя. Оказывается, Ян Хиксон из компании Google был редактором спецификации HTML5 для W3C (под интересы Google?)... Спецификацию годами не могли даже сформировать, и Google решили помочь?

В 2016 году от Google посыпались, уже знакомые с 2010 года, обвинения в сторону Flash. Adobe комментировал ситуацию, устранял уязвимости, постоянно выпускал новые версии плагинов (работал, удовлетворяя нужды чужих программных продуктов). Но проблемой оставались чужие скриптовые ошибки, которые могли оставить неумелые разработчики в создаваемых ими файлах (Flash-презентаций или игр). Ошибки web-разработчиков и дизайнеров, вызывающие зависания при просмотре их роликов или игр (с ошибками в коде ActionScript 3), ложились на плагин (на Adobe) во всех спорных ситуациях. Особенно из-за нагрузки на процессор в мобильных устройствах.

Я считаю, что было ошибкой Adobe — наращивание различных функциональных возможностей в одном продукте и введение ActionScript 3 (в погоне за растущим рынком Flash-игр). Ещё один стратегический просчёт Adobe — нежелание развивать свой собственный браузер с полной поддержкой Flash.

Но кто захотел убрать Flash из интернета ещё в 2010 году? А с заявления Джобса только началось...

HTML5 преподносится как замена Flash...
А почему именно замена?

HTML5 — запоздалое, но прекрасное продолжение развития технологии, начатое ещё DHTML (которое поддерживало Flash-объекты). Интернет давно ждал целой серии модернизаций, появившихся в HTML5. Так же как и старые стандарты — новый HTML5 прекрасно поддерживал фреймворки для интеграции Flash-объектов в код страниц, без конфликтов с другими новыми технологиями (JQuery и CSS). Но вдруг — новый стандарт HTML5 стал пропагандироваться в СМИ как замена и даже убийца Flash! Технологии, которым нет причин враждовать и которые прекрасно дополняют друг друга, были специально противопоставлены и искусственно подаются в СМИ как враждующие!

Но HTML5 не был полноценной заменой функциональности Flash, ни в начале своего появления, ни даже сейчас (у него совсем другие задачи). HTML5 даже в 2017 году не способен реализовать и половины технологических возможностей анимации старенькой Macromedia Flash5 (а это технология 2000 года!). Что бы вам не утверждали статьи — НЕ МОЖЕТ! Мало того, HTML5 так и не смог окончательно сформироваться как стандарт до 2014 года. Да! Громкие заявления о новом стандарте "убийце Flash" в 2010 году были сделаны до того, как сам стандарт был описан и сформирован! Кто-то больше желал исчезновения Flash, чем появления и развития HTML5 и совместной работы различных технологий?

Варианты громких обещаний и несбывшихся ожиданий можно было наблюдать ещё в DHTML (много громких заявлений, но стандарт так и оставался HTML). Затем такая же ситуация с XHTML — интернет технологии требовали стандартизации новых возможностей синтаксиса XML, но опять стандарт пытавшийся вырасти с 2000 года "угасает" в 2010 году после масштабных обещаний, оставив ряд API.

И вот новая звезда — HTML5. Масса долгожданных обещаний, но с нездоровой агрессией к Flash, ещё до рождения стандарта. Можно понять огромную сложность смены и утверждения стандартов, при таком количестве уже существующих технологических решений, разнообразных фреймворков, миллионов работающих сайтов и популярных программных решений. Но...

Вот что странно: в статьях, заявлениях и многочисленных публикациях СМИ подаётся обязательное противопоставление технологий Flash и HTML5 так, как будто они не могут дополнять друг друга (что успешно происходило все последние годы)! После начала борьбы с Flash со стороны Стива Джобса (письмо об отказе поддержки) появилась серия публикаций на различных информационных ресурсах, журналах и новостных сайтах под заголовками: "смерть флэш", "HTML5 убийца флэш", "HTML5 окончательно победит Flash в этом году". Появились статьи с совершенно одинаковой аргументацией, в которых никто не спрашивает мнений пользователей (их желания) и мнения разработчиков. Посмотрите статьи на разных языках в период с 2010 по 2013 годы. Все аргументы этих статей давно и бесконечно разобраны и обсуждены в многочисленных спорах, ошибки исправлены, версии обновлены, но тексты в статьях не меняются даже в 2017 (дополнене... и даже в 2021).

Но и это не всё! Появились весьма странные (для технологического мира IT), совершенно политизированные акции радикальной борьбы с Flash, с приёмами пропаганды из политических акций (манифесты, логотипы, плакаты), с переводом на разные языки. А публикации против Flash-технологии у таких информационных игроков, как "Forbes", "The New York Times", "Time", "the Wall Street Journal" прямо заставляет задуматься — это с чего такое усердие? В чём причина?

Пример организованной акции протеста против Flash ( occupyflash.org ):

Хорошо организованная акция протеста против Flash технологии

А знаете, кто так усердно ищет ошибки и уязвимости именно в Adobe Flash Player и тут же публикует их в СМИ под громкими заголовками?

Recorded Future — это интернет-технологическая компания, основанная в 2009 году (Массачусетс, США и Гетеборг, Швеция), специализирующаяся на разведке в режиме реального времени (!!!). Компания имеет тесные связи с инвестиционным подразделением ЦРУ. Аналитическое программное обеспечение Recorded Future анализирует источники и формы «невидимых связей» между документами, чтобы найти ссылки, которые связывают их вместе, и может указывать на вовлеченные сущности и события. В апреле 2015 года сайт Recorded Future обвинён в нарушении интернет-конфиденциальности... (данные Wikipedia).

А почему же им так не нравится Flash? А дело в том, что что плагин Flash — это отдельная среда и она не связана с историей браузера или ваших cookie в нём. А сами Flash ролики на сайтах позволяют скрывать своё содержимое от индексации поисковыми системами (если разработчик сам их не укажет специально). В файле Flash ролика можно создавать систему "контейнеров" с загрузкой данных (других файлов прямо в сцену), не записывая историю или источник данных в историю браузера. То есть — информация на Flash-сайте (или в Flash объекте) может не показывать роботам и "анализаторам" текстовое содержимое сайта, источник данных для ролика (видео-ролика), ссылки, изображения или загрузку в контейнер объекта других роликов. А контент Flash-объекта может включать всё разнообразие мультимедиа (анимацию, звук и видео (подгружаемый в контейнер) с источника, как на вашем сайте, так и вне вашего сайта. Просмотр подобного контента не оставит записей в браузере пользователя. А если разработчик захочет — поисковая система вообще не сможет узнать о информационном содержании сайта и его связей (ссылок) с другими сайтами.

А главное — создание подобного контента для сайтов доступно любому пользователю (даже не программисту) на любой версии редактора Adobe Flash. Такая ситуация с неучтённым содержимым сайтов (и ссылок в нём), и скрытой историей просмотров пользователей очень не нравится следящему "большому брату".

Flash должен исчезнуть потому, что он мешает следить за сайтами и пользователями?

Другая причина — видео и аудио контент в интернете. Все любят фильмы, аудиокниги и сериалы on-line? А как сайту спрятать источник пиратского контента со своего сервера? При этом, организуя эффективную индексацию в поисковых системах! И опять Flash со своими возможностями стал эффективной, но неугодной технологией...

Flash должен исчезнуть ради платного видео контента?

Может в этом причина таких организованных акций со статьями о "смерти Flash" и его замене современным и полностью индексируемым HTML5? Интересно, а как быстро проявится "монетизация" видео контента, если убрать возможность просмотра и публикации бесплатного?

А что вашему сайту предлагают взамен анимации на Flash?

Технологии Canvas, SVG... Анимированные картинки, квадратики, палочки, кружочки и буквы с мегабайтами кода для примитивных эффектов? Где-то уже это было...? А, помню! В 1999 году так работали ява аплеты... Но они (хотя бы) не загружали процессорную мощность современных компьютеров с гигабайтами оперативки! Забавная альтернатива мощной интерактивной мультимедийной платформе (и отлаженной визуальной среде разработки), работающей со всеми форматами графики...

Это как вместо современной машины вам предложат велосипед, но он ещё будет разобран на детали! А чтобы поехать — его нужно правильно собрать. А на машине ездить нельзя, это опасно...

Часто можно услышать об JQuery (функциональные библиотеки на JavaScript), как альтернативе или замене. Но JQuery и Flash не конфликтуют, а взаимно дополняют возможности сайтов. За 20-ти летнюю историю, Flash не конфликтовал с JavaScript, а всегда был дополнительной технологией.

Популярностью технологий управляют пользователи?

Пользователи бесконечно долго любят Flash (с 2000 года). Если посмотреть на статистику спроса, то они до последнего скачивали Adobe Flash Player, пока их устройства позволяли это делать. Анимация на сайтах, видео, музыка, аудио-книги, сериалы — всё это требовало Adobe Flash Player. А обычные пользователи не читали "страшные" статьи экспертов о "смерти Flash" и спокойно использовали плагин. Сколько страданий и возмущений вызывали каждые новые ограничения браузеров и отказы от поддержки плагина. Отказ некоторых браузеров от запуска ролика моментально вызывает всплеск поисковых запросов о возможности обойти запрет или найти альтернативу. Статистика поисковых запросов показывает, что пользователи терпеливо боролись...

Такая популярность технологии у пользователей помогла стремительному росту популярности браузера Google Chrome с постоянной поддержкой Flash Player и вывела этот браузер на лидирующие позиции в мире всего за 2 года.

Именно поддержка Flash Player в Android стала основой обвинений в быстром разряде батарей (по сравнению с iPhone), но рост ёмкости батарей на Android-смартфонах, и рост мощности устройств, позволил использовать Flash Player (до 4.2 версии), что повлияло на рост популярности Android-устройств (особенно flash-игры на планшетах и смартфонах).

Казалось, что рыночные законы действуют — пользователи сами выбирают решения и определяют популярность браузеров, заставляя производителей поддерживать популярные технологии (работать).

Но оказывается, что даже в мире IT может существовать пропаганда, а корпорации могут решать за пользователей, что им нужно использовать, игнорируя спрос и само развитие технологий.

Что стало ключевым моментом падения флэш? Браузеры! Именно отмена поддержки плагина в браузерах и есть то, что останавливает технологию. Пользователям не оставляют выбора, а владельцам сайтов не нужны технологии без пользователей. А весь интернет завален статьями о скорой "смерти Flash", хотя за 20 лет он пережил уже пару W3C стандартов, десяток технологий и даже самого Стива Джобса... Который первым утверждал, что Flash умер, но...

Если в 1998-2001 война браузеров была борьбой за выбор пользователей. То сейчас — пользователи популярных мобильных устройств, подчинены желаниям и интересам их производителя. Что там говорят про "индивидуальность" владельцы айфонов (лично заплатив за ограничение своих возможностей)? Что ограничения — это даже хорошо, это удобно! Я это где-то уже читал.... Незнание – сила. Война – это мир. Свобода – это рабство...

Но Adobe в очередной раз сдаётся, заявляя о прекращении поддержки Flash Player после 2020 года...

Что бы я сделал на месте Adobe Systems:

Думайте о пользователях! Нужно создать свой собственный браузер на chromium и включить в нём полную интеграцию Flash Player (возможно с выбором варианта ограничений возможностей ActionScript до набора стандартных функций). Создавать, пока не поздно... Именно свой браузер от Adobe! Или купить готовое хорошее решение (например Vivaldi). Тогда все существующие статьи, о проблемах Flash плагина в других браузерах, автоматически становятся рекламой нового "правильного" браузера (в котором нет проблем). Пользователи в интернете быстро сделают его популярным (есть наглядный пример взлёта популярности Google Chrome за 2 года). И пользователи опять смогут сами решать, что им нужно из технологий для доступа к их любимому контенту (видео, сериалы, музыка, игры).

Если большинство пользователей будет иметь плагин Flash, то разработчики сайтов быстро подстроятся под статистику наличия Flash пользователей и начнут оформлять сайты презентациями с анимацией. Появление зрелищных и эффектных сайтов опять моментально породит спрос у бизнеса на красивое, индивидуальное, информационное и эффективное оформление своих сайтов (как это было раньше). А Adobe Systems повысит продажи среды разработки Adobe Flash pro CC и будет полностью контролировать его популярность, развитием и поддержкой своего браузера. Интернет опять станет зрелищным и интересным, как в 2010-х.

А совместимость Flash-объектов с HTML5 и независимость от наличия (отсутствия) плагина в различных браузерах давно обеспечена фреймворком автоматизированного выбора вариантов отображения (на JavaScript), который реализован для всех версий браузеров.

Владельцам сайтов. Как относиться к Flash в 2017 году:

Внимание! Рекомендации 2017 года уже не актуальны после 2019 года, но информация интересна для анализа истории смены технологий. В современной ситуации жёстких требований поисковых систем Core Web Vitals 2021 в оформлении сайтов актуальна CSS анимация, с максимальным сокращением обязательной загрузки больших JS библиотек и шрифтов.

В вашем распоряжении прекрасная технология для вашего сайта, которая даёт огромные презентационные возможности оформления («WOW-эффект») в виде дизайна с интерактивной анимацией (презентацией), возможностью потоковой загрузки большого объёма информации в "первый экран", и без перезагрузки страницы. Но сейчас увидеть её сможет только часть аудитории вашего сайта! Придётся обязательно использовать адаптивный дизайн для тех, у кого нет плагина.

Посетители с наличием Flash Player — это в основном, пользователи настольных компьютеров и ноутбуков, или опытные пользователи некоторых моделей планшетов и смартфонов (незначительный процент). Общая аудитория пользователей, способных увидеть Flash на вашем сайте зависит от тематики аудитории и составляет от 10% до 40% аудитории. Но web-разработчики игнорируют Flash в дизайне сайтов уже давно (причины описаны выше), и как результат — в интернете редко встречаются сайты с Flash и практически отсутствуют адаптивные сайты, подстраивающие дизайн под наличие или отсутствие Flash-плагина.

Это значит, что для посетителя с плагином Adobe Flash — ваш сайт с анимацией будет значительно выделяться среди конкурентов, а если у посетителя нет Flash-плагина, то он увидит туже страницу сайта с технологией дизайна "как у всех". Даже если это всего 20% аудитории сайта (в основном аудитория desktɒp-компьютеров и ноутбуков), но для этих посетителей ваш сайт будет значительно выделяется анимированным дизайном или большой информативностью презентации. Ещё один плюс — задержка на просмотр анимации повышает значимость вашего сайта, при переходах из поисковых систем.

Дополнительная информация:
Продвижение сайтов

Как включить Flash Player в браузере — способы включения плагина Adobe Flash Player в вашем браузере.

Адаптивные технологии дизайна сайтов

Дизайн сайта с адаптивной технологией Flash + HTML5. Комплексный подход к разработке дизайна. Самые эффективные технологии оформления.

Поддержка сайтов - комплексные услуги

Комплексная поддержка сайта — анализ проектов и конкурентов, дизайн, SEO, продвижение, копирайт, соцсети, сервисы, техподдержка, фотосъёмка.

Отправьте запрос, указав телефон для обратного звонка:


Отправляя сообщение, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности