Web Тактика: создание и развитие сайтов | +7 916 555-90-78  

Колосс на глиняных ногах?

Аналитическая статья 2001 года. 

По роду деятельности, мне приходится постоянно просматривать много информации о рынке web-development в России, сравнивая её с ситуацией на западе. Огромная шумиха и вложение средств в 1999, кризисы и крахи проектов в 2000-м, новые сервисы и перспективы развития в 2001 году. Ожидания свежих финансовых вливаний, многообещающая аналитика и устойчивый спрос на Интернет решения для бизнеса. Множество статей об эффективности и перспективах развития B2B, огромном потенциале Интернет рекламы, который вот-вот вырвется на новые высоты. Устойчивый интерес к Интернет маркетингу породил большое количество статей, книг и различных услуг. Термин "E-коммерция" встречается часто.

Нет, я не говорю, что это всё пустые слова и за ними ничего нет. Я прекрасно знаком с технологиями создания подобных решений и их реальными возможностями. Анализируя различные схемы, я с интересом увлекаюсь возможными перспективами их применения. Но все перспективы подобных решений, прогнозы их развития и привлечение инвестиций часто основаны на прогнозе роста аудитории!

Но есть одно но…. У любого дела есть то, на чём оно основано. Та подводная часть айсберга, которая даёт возможность его верхушке сверкать на поверхности. А основой развития Интернета является количество его пользователей. Именно большая общая аудитория пользователей делает экономически оправданной рекламу (создание сайта), нацеленную на небольшую или специфическую группу. Именно количество пользователей Интернет, делает его значимым для бизнеса (большого или малого). А какова особенность российской аудитории? Она малочисленна.

Ещё одна особенность, региональная сосредоточенность пользователей. Большинство живёт в Москве и Питере, а остальная часть плавно сосредоточена по крупным городам. Что исключает интерес регионального бизнеса к Интернет.

Откуда возникла такая ситуация? Да всё просто - недоступность выхода в Интернет для большинства населения! Основному большинству населения цены регулярного или скоростного доступа в Интернет просто недоступны (опять вспомним добрым словом среднюю заработную плату). Цены у провайдеров не снижаются уже давно. Снижение повременных тарифов компенсируется отменой Unlimited, так популярного у населения (из-за возможности выхода нескольких пользователей через прокси).

Наблюдая данные статистики, заметно снижение темпов роста аудитории. И увеличение общего количества пользователей за счёт тех, кто выходит в Интернет не регулярно (и очень не регулярно - раз в месяц или раз в неделю). Такие прогнозы роста совершенно не радуют. Интерес рекламодателей к таким пользователям весьма сомнителен. Как можно представить работу с такой аудиторией? Нет, я то могу представить способы её охвата, но это только небольшой процент пользователей. А как её будет планировать менеджер по рекламе?

Вот пример: многообещающий заголовок в последнем номере "Мир Интернет" (май 2001 г.) - "Нас в Рунете 18 миллионов", основанный на данных Monitoring.ru. Но это данные численности пользователей, которые побывали в Интернет хотя бы раз в году! Какому бизнесу интересна такая аудитория? А вот реально существующая постоянная аудитория (от 3 часов в неделю и больше) всего 900 000 человек! На всю Россию! Это значит, что аудитория практически не растёт (в сравнении с тем же периодом 2000 года). И сразу становятся понятными провалы 8 из 10 крупных Интернет проектов - они рассчитывали на те прогнозы роста численности аудитории, которые давали данные 1999 года. Конечно, есть немалая доля просто маркетинговых ошибок, но фактор недоступности Интернета для большинства населения всё же, по-моему, основной.

Теперь взглянем на собрание великих мужей Интернета на "РИФе" (Российский Интернет Форум) и их доклады. Сколько сравнений с западом... Но самое интересное - это взгляд докладчиков РИФа на факторы, которые тормозят развитие Интернет и е-комерции в России: раздутый штат IT-компаний, высокая стоимость программ, недоверие большинства населения к новым технологиям и т.п. И главное, что Интернет считается легко доступным сервисом.

Кому доступным? Тем, кто выступает в подобных форумах? А я смотрю на это с позиции моего окружения. Основное большинство моих знакомых имеет компьютер и знакомы с Интернетом (на работе, пока начальство не видит...). Они бы с радостью имели постоянный и скоростной доступ из дома, но единственный фактор, который их останавливает - цены! Для обывателя, не рассматривающего Интернет с профессиональной точки зрения, это достаточно высокие регулярные расходы.

Лично у меня ситуация другая - Интернет для меня работа и средство существования. Да и выбор доступа в Интернет большой (есть компьютерная сеть в микрорайоне, есть спутниковый Интернет в доме, есть модем). Но всё это - результат деятельности очень инициативных групп пользователей (в большинстве случаев - с хорошим доходом), но никак не общая тенденция развития Интернет технологий. И даже в такой ситуации, цены не позволяют сделать Интернет массовым. Даже для Москвы - он доступный, но не массовый.

В основе всего лежит, конечно, не ценовой беспредел провайдеров. Наверное, есть сугубо экономические причины, которые формируют их политику. И одна из проблем - отвратительные технологии связи. Я не вижу стремления телефонных компаний вырваться на рынок услуг Интернет доступа, нацеленных на обычных пользователей с небольшими средствами. И маркетинговые программы более актино нацелены на услуги для организаций. А цены ISDN или ADSL телефонии так же не снижаются, да и быстрого выхода её на массовый частный сектор тоже не предвидится.

Для сравнения, я обратился к знакомому в США с просьбой прокомментировать ситуацию с "доступностью" Интернета у них. Услуги повремённого доступа в Интернет (через модем) практически не существует для основной массы пользователей, вернее - она существует, но не пользуется большим спросом, как в недавнем прошлом. Dial Up стоит около 20$ в месяц за неограниченный (действительно неограниченный) доступ 24 часа в сутки. Но большей популярностью пользуется DSL - высокоскоростной доступ по кабельному модему. Стоимость - около 40$ в месяц. Именно такой вариант подключения становится массовым для большинства пользователей. Я не уточнял, есть ли какие то ограничения, но судя по ответу моего знакомого - ограничения только по скорости подключения. Понятия "ограничения по трафику" - поставили его в тупик :). Эти цены на много ниже наших, а в сравнении с их заработной платой - вообще смешные! Именно подобная ситуация, по моему, и делает Интернет массовым, а его сервисы востребованными и популярными.

Вот ещё один интересный пример для сравнения, но уже из Европы. Я был в гостях у знакомых в Германии и помогал настроить выход в Интернет. Стандартное решение для России (выход по Dial Up) оказалось самым быстрым вариантом. Был модем и местный провайдер присылал счёт по результату. Цены смешные (даже с учётом того, что семья имеет средний доход). Когда возникла необходимость найти телефонный провод, я обнаружил коробку ISDN маршрутизатора. На вопрос, как давно он здесь установлен, они не смогли точно вспомнить, но сказали что очень давно и что такие во всех домах. И это не в большом городе, а в провинции! Но самое интересное было на следующий день после первого модемного выхода в Интернет. Утром приехала машина (кажется почтовая) и доставила конверт. В нём куча красивых бумажек и различных схем от местной телефонной компании. Они подробно объясняли, что выходить в Интернет по модему (оплачивая услуги конкурента :) очень невыгодно. Прилагались подробные описания достоинств и наглядные экономические схемы, доказывающие выгодность работы именно со своей телефонной компанией. Даже прилагалась схема подключения роутера или инсталляции ISDN адаптера в компьютер (как обычная сетевая плата). Просили позвонить, если нужны консультации (техническая помощь и доставка железа за отдельную плату). Кстати, эти адаптеры там есть в любом большом магазине, а вот модемы (для настольных домашних компьютеров) не очень популярны. Напомню, что ISDN - это до 256 Мбит/сек, при свободном телефоне! И это в провинции, хотя это понятие в Германии весьма относительно! И цены, ниже наших, даже с их зарплатой. Я сразу понял, почему они так Интернет активны, даже с учётом того, что население не очень хорошо разбирается в компьютерах.

Вот если бы работники моего телефонного узла так боролись за простых пользователей, тогда бы я с большим энтузиазмом смотрел на перспективы развития Е-коммерции, B2B, B2C и т.п.

Даже если уже сейчас существуют различные виды деятельности, которым необходимо выходить в Интернет и аудитория в Интернет самая "экономически выгодная", массовое развитие экономической активности в Интернет будет зависеть от "последней мили" и её цены.

P.S.

Мне бы было очень интересно узнать мнение человека, хорошо знакомого с рынком телефонии и перспективами его развития. Так же, я бы с удовольствием поговорил с менеджерами провайдеров. Очень хочется разобраться...

P.P.S.

Последние данные статистики (Январь 2002 г.) говорят, что российская аудитория выросла в 1,5 раза за 2001 г. Это уже несколько обнадёживает, но... В этом я бы хотел поблагодарить скорее телевидение, средства массовой информации (в том числе и рекламу) и даже правительство. Уж очень часто и настойчиво слышится слово Интернет. Но ситуация с последней милей практически не изменилась! А интернет рекламщики уже заговорили о новых перспективах.

P.P.P.S.

2004 год... Свершилось! "Обвал" предложений со скоростной "последней милей". Во всяком сучае - в Москве. Резкое изменение ситуации на рынке возникло поле появления "СТРИМ" от Точки.ру. И вот теперь у меня на столе лежит "веер" рекламных объявлений. Предложения от 2 местный сетей, сообщение от Corbina Telecom о том, что мой дом подключён к оптоволоконной сети и есть большой выбор вариантов скоростного доступа в Интернет, разумеется - и "СТРИМ" уже работает. А ещё - два предложения о бесплатном подключении от других известных компаний. Но! Что самое главное - цены. Они снизились! И значительно.

Но вот, что меня больше всего радует. Мне приходится постоянно общаться с клиентами и анализировать специфику спроса и продаж именно через Интернет. И с сентября 2004 года (после сезона летних отпусков) у многих клиентов наблюдается резкий "скачёк" (которого не наблюдалось в прошлом году) продаж через сайты. Тут всё же две причины: одна - сформированные методики продвижения сайтов и постоянные консультации наших клиентов по методике продвижения, другая - именно мощная рекламная акция от "СТРИМ" и ответные предложения по скоростному доступу от других компаний (по схожей цене). Подключения для обычных пользователей. А еще - постоянный рост процента Московской аудитории посетителей (каждый месяц). Я рад...


Отправьте ваш запрос с указанием телефона для обратного звонка: